В Марселе, счастье и грусть - я на
пределе. Любимый мною живой город. Но в то же
время - горечь одиночества
8 сентября. Марсель, гостиничный
номер. Обои - желтые цветы на сером фоне.
География грязных пятен. Загаженные,
закопченные углы позади огромного
радиатора. Кровать с сеткой, разбитый
выключатель... Та свобода, которую
чувствуешь при виде чего-то сомнительного и
подозрительного.
*
Долгий заход ослепительного утра.
Цветущие олеандры в Монако и Генуе. Синие
вечера на лигурийском побережье. Моя
усталость и подступающие к горлу слезы.
Одиночество и жажда любить. Наконец Пиза,
живая, строгая, ее зелено-желтые дворцы, ее
купола и дивные берега сурового Арно.
Сколько благородства в этом отказе
распахнуть свою душу. Город стыдливый и
чувствительный. На безлюдных ночных улицах
он совсем рядом со мной - и, гуляя один, я даю
наконец волю слезам. Какая-то незаживающая
рана в моей душе начинает зарубцовываться.
*
Как чудесно, когда не нужно
говорить о себе.
*
Невинность существа есть полная
приспособленность к миру, в котором он
живет... (там же - ) Невинен тот, кто ничего не
стремится доказать.
*
Потребность в счастье и его
непрерывный поиск. Нет нужды изгонять
меланхолию, но есть необходимость изжить в
себе пристрастие к трудному и роковому.
Радоваться общению с друзьями, пребывать в
согласии с миром и добиваться счастья,
следуя путем, который, впрочем, ведет к
смерти.
*
Страдание оттого, что не все
общее, и несчастье от того, что все общее.
*
Единственное возможное в наше
время братство, единственное, какое нам
предлагают и позволяют, - это гнусное и
сомнительное братство перед лицом смерти.
*
Искушение, одолевающее все умы:
цинизм.
*
Удивительно, как тщеславен
человек, который хочет внушить себе и
другим, что он стремится к истине, меж тем
как он жаждет любви.
*
Лишить человека надежды - значит
свести мысль к телу. А телу суждено сгнить.
*
На двери записка: «Входите. Я
повесился». Входят - так и есть. (Он говорит «я»,
но его «я» уже не существует).
*
Ср. Стюарт Милль: Лучше быть
недовольным Сократом, чем довольной
свиньей.
*
На пляже человек, раскинувший
руки, - распятый на солнце.
*
Бодлер: «В Декларации прав
человека забыты два права: право
противоречить себе и право уходить из жизни».
То же: «Бывают такие сильные соблазны,
которые поневоле превращаются в
добродетели».
*
Одни созданы для того, чтобы
любить, другие - для того, чтобы жить.
*
Выражение, процитированное
Грином в его «Дневнике»: «Не надо бояться
смерти - слишком много чести для нее».
*
На заре нового времени: «Свершилось!»
Ладно, тогда начинаем жить.
*
Политики не сознают, насколько
равенство враждебно свободе. В Греции были
свободные люди, потому что были рабы.
*
Воля - тоже одиночество.
*
«Жить и умирать перед зеркалом», -сказал Бодлер. Все как-то забывают о том, что и «умирать».
Жить перед зеркалом готов каждый. А самое
трудное - стать хозяином собственной смерти.
*
Отчего лицо его, напоминающее о
стольких страданиях, все-таки кажется мне
счастливым?
*
Вот вопрос: любите ли вы идеи -
всей душой, всем существом? Может ли идея
лишить вас сна? Чувствуете ли вы, что готовы
отдать за нее жизнь? Сколько мыслителей
отступились бы!
*
Ницше, внешняя сторона жизни
которого была более чем однообразна,
доказывает, что мысль, работающая в
одиночестве, сама по себе страшное
приключение.
*
Я не могу жить без красоты. И этим
объясняется моя слабость в отношении
некоторых людей.
*
Красота - вечность, длящаяся
мгновение.
*
Недоразумение. Женщина после
смерти мужа: «Как я люблю его!»
*
Жить страстями может только тот,
кто подчинил их себе.
*
Вечное Возвращение предполагает
примирение со страданием.
*
Жизнь полна происшествий,
которые заставляют нас с нетерпением ждать,
когда мы станем старше.
*
Никто не подозревает, что
некоторые люди прилагают геркулесовы
усилия, чтобы остаться просто нормальными.
*
Главная способность человека -
способность к забвению. Но справедливости
ради следует заметить, что он забывает даже
то добро, которое сам сотворил.
*
Самая большая экономия, которая
возможна в области мысли, -согласиться, что
мир непознаваем, - и заняться человеком.
*
Есть мгновение, когда юность
уходит. Это мгновение, когда мы теряем наших
близких. И с этим нужно смириться. Но это
тяжело.
*
Мы пишем в минуты отчаянья. Но что
такое отчаянье?
*
Репутация. Ее создают вам
посредственности, и вы делите ее с
посредственностями и негодяями.
*
Врач, враг Бога: он борется со
смертью.
*
Каким человеком я стал бы, если бы
не был таким ребенком!
*
Люди всегда полагают, что
самоубийцы кончают с собой по какой-то
одной причине. Но ведь можно покончить с
собой и по двум причинам.
*
Философия - современная форма
бесстыдства.
*
Понять - значит сотворить.
*
Всякая философия -
самооправдание. Оригинальной была бы
только та философия, оправдывающая другого
человека.
*
Мы созданы, чтобы жить бок о бок с
другими. Но умираем мы по-настоящему только
для себя.
*
Мы любим людей не столько за
добро, которое они сделали нам, сколько за
добро, которое сделали мы им.
*
Искушения, посланные Богом,
всегда были для человечества более опасны,
чем те, что посланы Сатаной.
*
Радичи, полицейский, служивший в
СС, которого судят за расстрел двадцати
восьми заключенных в тюрьме Санте (он
присутствовал при четырех массовых казнях),
был членом Общества охраны животных.
*
Vae mihi qui cogitae ausus sum (Горе мне,
дерзнувшему рассуждать! - лат.)
*
Истина нашего века: пройдя сквозь
суровые испытания, мы становимся лжецами.
*
Мы не происходим от обезьяны, но
стремительно превращаемся в нее.
*
Радость жизни рассеивает
внимание, рассредоточивает, останавливает
всякое стремление ввысь. Но жить без
радости... Значит, выхода нет. Разве что
черпать жизнь из великой любви, не опасаясь
наказания рассеяньем.
*
Мы живем по-настоящему лишь
несколько часов нашей жизни...
*
Первой должна прийти любовь, а за
ней - мораль. Обратное мучительно.
*
Нет такой вещи, которую бы мы
совершали ради одного человека (но
совершали всерьез), не раня при этом другого.
А если мы не можем решиться ранить людей, мы
остаемся навеки бесплодными. В конечном
счете любить одного человека - значит
убивать всех остальных.
*
Ад особая милость, которой
удостаиваются те, кто упорно ее домогались.
*
Согласно Бейлю, не следует судить
о человеке ни по тому, что он говорит, ни по
тому, что он пишет. Я добавлю: ни по тому, что
он делает.
*
С плохой репутацией жить легче,
чем с хорошей, ибо хорошую репутацию тяжело
блюсти, нужно все время быть на высоте - ведь
любой срыв равносилен преступлению. При
плохой репутации срывы простительны.
*
Сначала мы не любим никого. Затем
любим все человечество. Затем некоторых
людей, затем единственную женщину, затем
единственного мужчину.
*
Человек - единственное животное,
которое отказывается быть таким, как оно
есть.
*
Светские развлечения можно
выносить только по долгу службы.
*
Отдаваться может лишь тот, кто
владеет собой. Бывает, что отдаются, чтобы
избавиться от собственного ничтожества.
Дать можно только то, что имеешь. Стать
хозяином самому себе - и лишь после этого
сдаться.
*
Психология мешает поверить в
доброту, нравственность и бескорыстие. Но
история мешает поверить в зло.
*
Красота, помогающая жить,
помогает также и умирать.
*
Гийу: «В Конечном счете пишут не
для того, чтобы сказать, а для того, чтобы не
сказать».
*
Друг Виве, бросивший курить,
снова начал курить, узнав о создании
водородной бомбы.
*
Эдгар По и четыре условия счастья:
1) Жизнь на свежем воздухе, 2) Сознание, что
тебя любят, 3) Отказ от всякого честолюбия, 4)
Созидание.
*
У нас не хватает времени быть
самими собой. У нас хватает времени только
на то, чтобы быть счастливыми.
*
Безумие - прекрасная декорация
восхитительного утра - солнце. Небо и
скелеты. Музыка. Палец по оконному стеклу.
*
Стремление всегда быть правым -
признак вульгарного ума.
*
Люди всегда предпочитают верить
не человеку, а представлению, которое о нем
сложилось.
*
Психология, сводящаяся к копанию
в мелочах, ошибочна. Люди ищут себя, изучают.
Чтобы понять себя, чтобы самоутвердиться.
Психология есть действие, а не самокопание.
Человек пребывает в поиске в течение всей
своей жизни. Познать себя до конца - значит
умереть.
*
Цепь катастроф - его мужество -
жизнь его соткана из несчастий. Он обживает
это скорбное существование, он весь день
ждет, когда же наступит вечер и он вернется
наконец домой, к своему одиночеству,
недоверию, отвращению. Его считают твердым
и стойким. Если присмотреться, дела идут как
нельзя лучше. Однажды случается пустяк:
приятель невнимательно слушает его и
отвечает рассеянно. Он возвращается домой.
Он кончает с собой.
*